Все новости

«По 10 часов с лопатой на поле проводил, чтобы к вечеру успеть его приготовить»

2017 год стал для Академии Футбольного Мастерства «Авангард» насыщенным. Первый юбилей, запуск ДЮСШ, улучшение работы всей структуры. Перед новым отрезком жизни Академии мы поговорили с тем, без кого не было бы Авангарда. В первой части интервью Александр Сергеевич Кузьмин – основатель и директор АФМ «Авангард» вспомнил, как все начиналось.

Академии в этом году исполнилось пять лет. Давайте отправимся в начало. Расскажите, как появилась идея создания Академии?

- Сама по себе идея родилась банально, еще в конце 2011 года. Тогда в Москве была большая проблема отдать куда-то ребенка заниматься футболом. У меня сыну как раз было 7 лет, и он проявлял большое желание заниматься футболом. Отдать его особо было некуда, потому что в условиях мегаполиса куда-то возить достаточно проблематично. А заниматься хотелось недалеко от дома. И тут стало понятно, что таких мест нет. В тот момент, помимо спортивных школ, которые находились минимум в часе езды от дома и куда с нулевой подготовкой не попасть, были муниципальные секции, или секции при школе. Но там тренер буквально просто кидал мяч, а как такового тренировочного процесса не было вовсе.

Судя по всему, хотелось именно серьезного процесса….

Именно. В одной из таких секций мой сын занимался в то время.  Представьте себе группу человек 30-35 от 6 до 12 лет, дети бегают по гравию, щебенке в «коробке», где разбивают себе колени в кровь. Никакого тренировочного процесса. Просто два часа «игры» в футбол – кто-то играет, кто-то просто стоит или пытается играть. Детям это нравилось – они ничего другого не видели, но хотелось именно научить играть в футбол, научить игре, пониманию футбола, дисциплине. Мне, как родителю, хотелось больше организованности в этом процессе. Чтобы у детей был тренировочный процесс, была нормальная соревновательная деятельность.

Что-то запустить в нашей стране всегда довольно сложно. Какие были сложности с запуском проекта?

- Вы правы, это было сложно. Но у нас был достаточный опыт стартапов. На тот момент у нас уже было несколько реализованных проектов с нуля. Для нашей команды это был первый проект, связанный со спортом. У нас не было ориентира, потому что в этом направлении еще никто не работал. На тот момент мы были первопроходцами, поэтому и появилось название «Авангард». Авангард (от avant-garde – фр) - отряд выдвинутый вперед. Нам нужно было все самим познавать, набивать свои «шишки», смотреть, что есть в Европе, что есть у других.

Но отталкивались же от чего-то?

На тот момент мы знали, как организован процесс в классических спортивных школах. Но у нас  все отличалось. Одно дело спортивная школа с хорошей инфраструктурой, с детьми, которые приходят по конкурсному отбору и т.д.  Мы же были ограничены во всем – школьное футбольное поле, маленький спортивный зал, времени для тренировок мало. К нам приходили дети разного уровня, с разными целями и задачами из-за чего выстраивать тренировочный процесс было сложно. Поэтому мы выстраивали свою методологию, концепцию, которая позволяла нам в наших реалиях достичь максимального эффекта. Вообще, первое время работали день и ночь. В первый год приходилось самим чисть поля от снега, манишки стирать дома. Помню, как-то 10 часов без перерыва чистил футбольное поле от снега, чтобы к вечеру успеть его приготовить для тренировки. Было все очень непросто.

Помните, когда именно было решено дать жизнь Авангарду?

Как сейчас помню. Решение о создании было принято 8 августа 2012 года. А 11 сентября мы уже начали работать. При всех сложностях мы запустились за 3-4 недели. И до сих пор во многих направлениях идем впереди, прокладываем дорогу другим участникам нашего футбольного сообщества.

Вы сказали про ориентирование на европейские школы. Это были какие-то конкретные школы?

В тот момент конкретно ни на кого не ориентировались. Просто где-то собирали информацию, смотрели, как и что делать. У нас была другая история. Наша задача – строительство качественного массового детского футбола  в Москве в шаговой доступности. Мы хотели, чтобы ребенок недалеко от места жительства или учебы мог получить качественный тренировочный процесс сопоставимый со спортивной школой. Вне зависимости от уровня подготовки. Мы в целом ориентировались на европейский опыт, т.к. в Европе качественный массовый футбол сильно развит. Все прогрессивные футбольные европейские страны развивают футбол по принципу от массового футбола к профессиональному. Без хорошего качественного массового футбола не может быть качественного и успешного профессионального футбола.

С какими проблемами вы столкнулись при поиске тренеров?

Погрузившись в детский футбол, с одной из первых проблем, с которой мы столкнулись - была проблема с квалифицированными тренерскими кадрами, которые соответствовали нашему видению развития детского футбола в России. Как оказалось в последствии, проблема с детскими тренерами еще серьезнее, чем нам виделось тогда - у нас в стране как таковых детских футбольных тренеров можно сказать вовсе нет, так как отсутствует качественная система подготовки таких специалистов. С советских времен в футболе многое изменилось – начиная от подходов в работе, заканчивая самими детьми. Старые методологии стали не эффективными, а новым ни кто не учил тренеров.

Но способ то был найден

Мы для себя решили все проще. Мы не будем искать тренеров. Мы их будем растить сами! Подготовка квалифицированных детских футбольных тренеров стала для нас важнейшим приоритетом в нашей работе. Основным критерием при выборе кандидатов на должность тренера является большое желание развиваться в сфере детского футбола, учиться и познавать все тонкости этой сложной и многогранной профессии. Обязательным требованием является наличие профильного образования. Если тренер не закончил спортивно-физкультурный ВУЗ и у него нет соответствующего диплома, в котором написано «специалист, тренер-преподаватель», то этот человек не может работать с детьми. Это основа основ. Все наши нынешние тренеры молодые, амбициозные, энергичные, открытые для новых знаний и готовые постоянно совершенствоваться. Со своей стороны, для этого мы делаем все необходимое: проводим регулярные семинары и обучение, приглашаем ведущих футбольных специалистов для проведения обучения. Большое количество тренеров, которые у нас работают не первый год, приходили к нам практически с нуля. Кто-то только закончил карьеру футболиста, кто-то имел уже небольшой опыт тренерской работы. А сейчас они классные специалисты и я ими горжусь.

А как же опытные тренеры?

Были. В начале нам казалось, чтобы сделать успешную школу надо позвать специалистов с именем, опытом. Дать им хорошую заработную плату, и тогда всё получится. Но, к сожалению, уже через несколько месяцев мы поняли, что, чем выше имя тренера, тем у него меньше интерес воспитывать футболистов с самого нуля. Поэтому потихоньку мы начали «омолаживать» тренерский состав, начали вводить систему мотивации. В начале мы даже разрешали совмещать «Авангард» с работой в других футбольных школах. В последствии пришли к тому, что для тренера «Авангард» должен быть основным и постоянным местом работы. В итоге мы пришли к тому, что имеем сейчас, и я очень рады, что сделали ставку на молодых тренеров.

****

Во второй половине 2014 года и весь следующий год Академия активно росла – появлялись новые отделения, число воспитанников росло. Какие были сложности?

Рост числа отделений и количества воспитанников требовал новых специалистов, также необходимо было наладить контроль за функционированием всех отделений для сохранения высокого качества работы. Мы понимали, что детям кроме самого тренировочного процесса нужна хорошая регулярная соревновательная деятельность, нужны перспективы, они должны понимать, для чего они тренируются. Знали и то, что именно нужно улучшать и систематизировать. Все это требовало больших усилий. Тогда мы на этом и сосредоточились.

Сотрудничество с ФШМ было частью этих изменений?

Безусловно! Мы договорились не просто о сотрудничестве с ФШМ (Футбольная Школа Молодежи – прим.авт), а о стратегическом партнерстве. Мы готовим ребят, тренируем в своих отделениях, и когда мы видим, что они готовы для выхода на следующий уровень – передаем их в ФШМ. К этому моменту был подобный опыт. Кого-то отдали в «Торпедо», кто-то перешел в «Чертаново», кого-то в тот же «ФШМ». Но это не было системно. В принципе с первого месяца сотрудничество было продуктивным. Где-то совместно мы организовывали турнир, провели товарищеские матчи, приезжали в «Лужники», играли, показывали своих ребят. Кого-то сразу отправляли на просмотр. Некоторые воспитанники АФМ «АВАНГАРД» пополнили ряды ФШМ.

ФШМ получала игроков. А что получала Академия?

Академия поучала возможность играть товарищеские игры с командами ФШМ, мы получали возможность предоставить перспективы нашим детям. Нас многие спрашивали: «А что дальше?». Мы ведь себя позиционировали как место подготовки детей до 14 лет. И тут у нас появился ответ в виде ФШМ, где можно выходить на новый уровень.

Не в тот ли момент зародилась мысль о собственной ДЮСШ?

На тот момент еще не думали об этом. Да, мы понимали, что у нас есть перспективные дети, которые могли идти на новый уровень, но до топ-школ они не дотягивали. Тогда было введено новое направление – центр индивидуальной подготовки. Там мы индивидуально работали с такими детьми. Но все равно все сводилось к тому, что мы занимались начальной футбольной подготовкой. На тот момент мы не видели себя в предпрофессиональной подготовке. Мы видели, что основа хорошего качественного профессионально футбола это качественный массовый футбол. Это же в свое время поняли в Германии, от которой мы отстаем на 10-20 лет. В основе немецкой системы лежит развитие качественного детского массового футбола. При населении Германии в 80 млн. человек у них зарегистрировано 8 млн. футболистов! Это 10% населения! А если не считать младенцев и пенсионеров, то это, наверное, будет вся треть населения! Мы поняли, если у нас не будет качественного массового футбола, то мы ничего не добьемся в развитии футбола. Нужно, чтобы больше детей были вовлечены в футбол, тогда мы скорее найдем будущих звезд. И мы свою миссию видим в этом – наша задача: во влечь, увлечь, дать качественную начальную подготовку, увидеть потенциал ребенка, помочь его раскрыть и дальше направить для дальнейшего обучения в школу. Но сейчас наше видение расширилось.

И что изменилось?

Мы погрузились глубже в наш футбол, со всеми его негативными сторонами. Мы видели результаты сборной, наших лиг…смотреть на ПФЛ и ФНЛ без слез нельзя. Да и в РФПЛ тоже... А это показывает, что сам уровень подготовки футболистов очень низкий. Мы часто общаемся со специалистами, которые работали с юношескими и молодежными сборными. Они отмечают, у нас слабая техническая подготовка. В этом компоненте мы уступаем почти всем сборным. У нас были неплохие результаты, но это было достигнуто за счет правильной функциональной подготовки к конкретному турниру.

То есть захотелось изменить систему?

Безусловно! Мы видели, как работают ДЮСШ в Москве, как работают тренеры, система соревнований и находили только минусы. Система вынуждает футбольные школ и тренеров готовить не футболистов, а команды, которые будут добывать для школы очки. Так как основной критерий успешности работы тренера и школы в целом – набранные очки в Первенсве и на каком месте школа.  Тренерам нужны не перспективные футболисты, а уже «готовые», которые могут здесь и сейчас добыть для команды результат.  Передавая своих воспитанников в эту систему, мы понимали, что из этого ничего хорошего не выйдет, все то, что мы закладывали в спортсмена у себя в Авангарде по сути никому не нужно, ребята переставали прогрессировать в спортивных школах и теряли интерес к футболу. Мы своих ребят вроде передали на новый уровень для дальнейшего развития, а получалось наоборот. Видя все это мы, начали думать как найти выход, как спасать наших воспитанников, как дальше им расти и развиваться.  

Кстати еще о проблемах. Родители зачастую становятся вторыми тренерами. Особенно во время матчей. Насколько роль родителей в подготовке должна ограничиваться?

Это очень важная тема! Буквально в середине декабря у нас был обучающий семинар для наших тренеров по психологической подготовке футболистов. И большая часть была уделена как раз вопросу о родителях. Мы часто с тренерами школы это обсуждаем. Здесь много нюансов. Родитель - это неотъемлемая часть команды. Как я говорю – команда это школа с тренером, плюс родитель и ребенок. Мы все должны делать одно общее дело сообща. И мы говорим тренерам, чтобы они больше общались с родителями. Они должны объяснять родителям правила поведения во время игр и тренировок. Давать им рекомендации, как и что говорить детям касаемо футбола. На что обращать внимание, на что - нет. Как именно поощрять детей и мотивировать, на какие футбольные темы разговаривать, на какие нет. Главное, если у родителей есть вопросы, они должны их задавать! А тренер всегда отвечать. Но зачастую тренеры закрываются от родителей. А так не должно быть. Мы всегда должны быть в общении как с родителями, так и детьми. Некоторые родители считают себя большими специалистами в футболе – дают установки на игру, комментируют действия ребёнка во время тренировки, критикуют за ошибки в игре или в тренировке. Все это может очень негативно сказаться на развитии и прогрессе ребенка, и в целом на его отношении к футболу. Процесс футбольной подготовки детей - это не просто отработка тех или иных тактико-технических действий. Это много компонентная работа – это наука, которая помимо футбольной специфики охватывает такие сферы знаний как педагогика, физиология, психология. Не зная досконально всех этих нюансов, можно нанести большой вред ребенку.  Поэтому мы просим родителей не вмешиваться ни в тренировочный процесс, ни в игровую деятельность, а просто поощрять, подбадривать и поддерживать своего ребенка.

 

Вячеслав Илюшин, АФМ «Авангард»